В гости к "Крыльям"
Маршрут первого путешествия созрел быстро: мы решили отправиться в гости к «Крыльям Советов». Эта команда овеяна легендами прошлого века, а сегодня, после лихолетья конца 90‑х, «Крылышки» возрождаются в рамках МХЛ.
Впрочем, прежде чем направиться в Сетунь по МКАД, мы рванули в объезд по бетонке. Хотелось сразу оценить характер Datsun и проверить его на проблемных участках дорог южного Подмосковья. Ведь очень важно сразу оценить подвеску для формирования дальнейших планов.
В итоге мы прониклись к машине уважением. Первое, что отмечаешь, – это бойкий 1,6‑литровый моторчик. От такого объема вроде бы не ожидаешь особой резвости, однако… Да, пусть он шумноват, но по ощущениям от езды даст фору подавляющему большинству конкурентов с аналогичной мощностью. Причем всего с 8 клапанами на 4 цилиндра. А вместе с ним идет 5‑ступенчатая механика. Она хоть и пришла с «Гранты», но настолько хорошо настроена, что порой не замечаешь некоторых ее архаизмов. Впрочем, об этом позже, подробный отчет о поведении машинки впереди. А пока, прокатившись по южным участкам Подмосковья и сделав несколько снимков, движемся в Сетунь.
МАНЕВРЫ В СЕТУНИ
Подъезды к хоккейному дворцу в Сетуни от Можайского шоссе сделаны великолепные. Недавно была введена в строй эстакада. Она перебрасывает основное движение вторым этажом через Рябиновую улицу за целый квартал к Рублевскому шоссе, освобождая дорогу от заторов. Правда, при движении с МКАД важно не прозевать поворот и не выскочить на новые эстакады, иначе окажешься на скоростном бессветофорном участке.
Маневрировать на новых развязках приятнее на спорткаре. Однако и Datsun великолепно справляется с возложенными на него задачами. Обзорность у машины отменная, а рулевое управление настроено адекватно. Это и неудивительно, так как к доводке машины привлекались японские мастера. Закладывать на оn-Dо виражи с таким рулем можно даже на грани сноса, в особенности подсброс газа с подтормаживанием двигателем и с резким ускорением на выходе. В эти моменты кажется, что большая корма поползет наружу, но оn-Dо привычен к провокациям и крепко держится за траекторию.
Парковок у дворца спорта не много, да и те, что есть, закрыты шлагбаумом. Плюс к тому со стороны улицы разместились дорожный сервис и мойка, отчего лучше заранее поискать место для четырехколесного друга.
Оставляю наш черный седан в парковочном кармане на улице Запорожской, проверяю коварные знаки – и отправляюсь в гости к легендам.
С ходу внутрь не попасть. Необходимо найти противоположный от улицы вход. Ледовый дворец живет активной жизнью. В коридорах носится веселая ребятня с гигантскими хоккейными баулами. А на льду крутят фигурные элементы девушки. На этом же льду тренируется и команда «Крылья Советов».
«Мы в стадии реорганизации команды и ремонта дворца, – рассказывает директор СДЮШОР «Крылья Советов» Алена Крылова. – Предстоит многое сделать, чтобы привести арену в соответствие с новыми требованиями». Говоря конкретно, планируются смена бортов и остекления площадки, установка современных электронных табло, решение иных хозяйственных вопросов.
ВОТ ЭТО ТАБЛО!
Арена легендарного дворца пропитана историей. Еще в советские годы здесь была одна из лучших систем освещения. В отличие от американских стандартов, телевизионные трансляции хоккейных матчей в СССР требовали освещения не только ледовой площадки, но и трибун. Специальные прожекторы били лучами по сторонам, не ослепляя зрителей. Сложнейшая электронная техника отвечала за качество света. И даже выключение одного из контуров не приводило к потерям в освещенности.
Надо признать, сейчас требования более экономные. И трибуны во время ледовых турниров остаются в полумраке.
В подвалах ледового дворца мы пробрались к старым советским щитам, отвечающим за управление электротехникой. Они занимают монолитное помещение с многоуровневой системой защиты. Часть щитов до сих пор в рабочем состоянии и выполняет резервную функцию. На их фоне забавно смотрится крошечный шкаф с тумблерами, отвечающий за новую систему света. Эта штука намного надежнее и компактнее старой.
«Наша достопримечательность – это гигантские табло еще советских времен, – рассказывает технический директор ледового дворца Юрий Перепелкин. – Такие уже мало где можно встретить. Возводились они в эпоху расцвета советского хоккея. Благодаря им страсть и эмоции легендарных матчей «Крыльев Советов» той поры можно было ощутить каждому болельщику».
Спроектировано табло было в Венгрии. Собрали его в 1979 году в преддверии Московской Олимпиады-80.Оно разбито на строки с клетками для букв. В каждой клетке по 35 ламп, а всего в нем задействованы 7,5 тыс. ламп. Табло до сих пор служит исправно. Правда, в 2001 году его подключили к современной компьютерной системе управления. В планах у руководства заменить табло на пару новых. Притом от старых отказываться не собираются. Их ждут уважение и почет в музее техники.
СТЕКЛО, КОТОРОЕ НЕ БЬЕТСЯ
«По планам нам предстоит заменить и борта со стеклянным ограждением, – продолжает Юрий Перепелкин. – Причем поставим современные акриловые стекла». Раньше арену защищали закаленные панели, которые с небольшими изменениями пригодны для бронирования спецобъектов. Но за пару десятилетий выяснился их небольшой недостаток. Это критическая точка. Почти всегда они держат колоссальные удары шайбами и клюшками. Здоровенные мужики порой старались их расколотить специально, что сделать почти никогда не удавалось. Но иногда на детских играх какой-нибудь игрок мог случайно задеть стекло клюшкой – и на него осыпался град осколков. Все дело в критической точке. Где она находится – никто точно определить не может. Но именно случайные удары порой приводят к уничтожению стекла. За сезон на арене меняется примерно с десяток стекол. «Поэтому акриловые панели должны быть получше, – заключает Юрий Николаевич. – Да и требования по безопасности теперь таковы».
В общем, ледовый дворец в Сетуни, как и команду «Крылья Советов», ждет интересное будущее. Держим за них кулаки.
А в следующий раз мы направимся на Datsun оn-Dо на экскурсию туда, где варится одна из главных составляющих хоккея – белый лед.
Владимир ГАВРИЛОВ. Советский Спорт