Владилен Гончаренко: «В МХЛ для тренера всегда самое сложное, что, даже достигнув каких-либо высот, всегда приходится начинать с нуля»

Такого тренера по физподготовке нет ни у кого! Участник четырёх Олимпиад, заслуженный тренер России по лёгкой атлетике, замечательный человек, умеющий объяснить и показать. Знаток Кавказских гор и юга России, в молодости поработавший даже шерпой. Специалист поразительной глубины знаний, владеющий тонкостями своей профессии. Он всегда в отличной форме, как и его подопечные.

СЕМЬЯ ТРЕНЕРОВ, КЛАН ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Более именитого и опытного специалиста, чем тренер по физподготовке «Крыльев» Владилен Викторович Гончаренко, не то что в нашем клубе, во всей МХЛ трудно сыскать. А, возможно, и во всём российском хоккее. Заслуженный тренер России по лёгкой атлетике, участник трёх Олимпиад и человек, воспитавший призёров Олимпийских игр, почётный житель Ростова-на-Дону. Он работал тренером у регбистов, гандболистов, футболистов, теннисистов и саночников. Его супруга и подопечная Светлана Гончаренко – бронзовой призёр Олимпийских игр в Сиднее, четырёхкратная чемпионка мира и двукратная чемпионка Европы, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Пошла по стопам родителей и дочь Анастасия, которая в 14 лет делает серьезные успехи в лёгкой атлетике.

В «Крыльях» Влад Викторович с момента возрождения клуба. И через его руки прошли все хоккеисты молодёжки. Он знает физические возможности, характер и подноготную каждого игрока.

- Тренер – это не должность, это авторитет, - любит повторять наставник. – Если он у тебя есть, тебя будут слушать. Я не дам ребятам того, что не сделаю сам. Всё то, что даю им, рассказываю и показываю на личном примере. Объясняю, как владеть своим телом. Это им пригодится в хоккее. Да, главное – игра, а я помогаю с физической подготовкой…

«ПАПА, ТЕННИС ДЛЯ МЕНЯ СЛИШКОМ МЕДЛЕННЫЙ»

- Влад Викторович, вы ведь тренер во втором поколении.

- Да, у нас спортивная семья. Отец с самого детства задавал темп, в шесть лет отдав меня заниматься прыжками в воду. Потом год я отходил на дзюдо, год на борьбу. И к восьмому классу окончательно перебрался в легкую атлетику. Правда, прозанимавшись год, бросил. Но тут за мной пришёл тренер, чему я очень удивился. Поинтересовался, куда я пропал. В итоге я остался в легкой атлетике на долгие 30 лет.

- А занимались до скольких?

- До 18-ти. Закончил школу, поступил в институт и начал работать тренером с 19 лет.

- Что побудило?

- В те времена воспитательная работа среди спортсменов особенно ценилась, пропагандировалась в среде молодежи, большие цели и задачи ставились, меня это захватило. Плюс у нас тренер был хороший: замечательный собеседник, учитель с двумя высшими образованиями. Он и преподавал, и объяснял, и учил – наставлял по жизни. И вот так получилось, что наставил настолько, что я в 18 лет закончил, стал учиться и тренировать. Плюс женился в 19 лет. Пришлось переходить с очного на заочное, чтобы жену тренировать.

- Супруга Светлана Гончаренко – лучшая ваша воспитанница.

- Да. Мы друг друга вырастили. Я как тренер стал более зрелым, и она достигла больших вершин в спорте. Были еще воспитанники. Выступала жена с 19 до 34 лет – это очень долго, на Олимпиаде-2000 в Сиднее став бронзовым призёром.

- Дочь пола по вашим стопам.

- Никто над ней не довлел, чтобы она непременно стала легкоатлеткой. Поначалу она занималась и плаванием, и гандболом, и большим теннисом. Но в конце концов пришла и сказала: «Папа, теннис для меня слишком медленный». И к семи годам перешла в легкую атлетику. И буквально недавно выполнила норматив на кандидата в мастера спорта. И это в 14 лет! Как и мама, Настя стала спринтером – от 60 до 400 метров.

О РЫЦАРЯХ СПОРТА, ХОККЕЕ-ДЕКАТЛОНЕ

- Лёгкую атлетику называют Королевой спорта. Это потому, что она является основой любого вида спорта?

- Да. И это не я придумал, а греки. Легкая атлетика – основа всех видов спорта, это пошло из греческой мифологии, с первых античных соревнований. Греки боролись, прыгали, бегали и играли. Есть такая легкоатлетическая дисциплина – десятиборье, включающая соревнования в десяти видах лёгкой атлетики. Там есть и 100-метровка, прыжок в длину, высоту, бег на 400 метров, барьеры, шест, метание диска, копья, забег на полтора километра. Десятиборцы – это рыцари спорта, они умеют всё. Легкая атлетика хороша тем, что гармонично развивает и личность, и ребенка. Плавание и легкая атлетика – они для всех, это основа для развития ребенка. Недаром в СССР дети сначала занимались этими видами спорта, а лишь затем переходили в футбол, баскетбол и прочие игровые виды спорта.

- Насколько специфичен хоккей с точки зрения легкоатлета?

- Я проработал со многими командами – и футбольными, и в женском гандболе, регби. Мне кажется, что хоккей – скоростно-силовой вариант, приближенный как нельзя лучше к декатлону, к современному кросс-фиту. И выносливость хоккею присуща, и скорость, и динамика, и сила.

В «КРЫЛЬЯХ» ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОСТА ИГРОКОВ

- Через вас за четыре сезона прошли все игроки команды МХЛ. Вы сразу определяете – будет из человека толк, есть ли смысл с ним работать или нет?

- На первых порах, когда только начинал, думал, что да – сразу видно. Однако время рассудило по-иному. Мы привыкли видеть игроков, как крутых атлетов, но они, оказывается, не все могут что-то показать на льду. Чем больше я погружался в хоккей, тем больше убеждался, что более успешными становятся так называемые «игровики». Может, менее сильные физически, но с менталитетом игровика. И моя задача – научить и протренировать такого игровика, развить в нем те качества, которые бы дальше его продвинули. Я в первую очередь смотрю насколько человек координирован, как он выделяется на льду и потом уже с главным тренером решаем вопрос – как индивидуально подойти к подготовке такого игрока.

- Насколько вообще развиты физически хоккеисты? Какими они к вам приходят?

- Большинство знакомы с силовыми упражнениями, с работой на выносливость, с залом и штангой. Но что сразу бросается в глаза – все беговые моменты, которые связаны с тренировкой выносливости – здесь, конечно, большой пробел. В каждом виде спорта должны быть развивающие выносливость беговые упражнения.

- В чем главная проблема юных ребят из выпускных годов, которые приходят в 17 лет в команду МХЛ?

- Может быть, для того, чтобы они приходили готовыми в МХЛ, нужно больше сотрудничества между главным треном молодёжки и наставниками выпускных годов. В нашем случае на подходе 2003 и 2004-й. И инициатива должна исходить от тренеров, которые работают с младшими годами. Им должно быть интересно что-то узнать. Ну, по крайней мере, раньше так было. Я бы так сделал. Я всегда спрашивал старших тренеров, более маститых, учился у них, перенимал опыт.

- То есть не стеснялся учиться.

- Да. У нас это приветствовалось. Не знаю, может, сейчас не так? Если в «Крыльях» кто ко мне подходит, спрашивает – всем помогаю. Хотелось, чтобы молодёжь подрастала. У нас отличные условия в клубе: хороший зал, семейная атмосфера, отзывчивые люди – все возможности для роста. Главное, чтобы ребята хотели расти.

МОЯ ЗАДАЧА – ПОДГОТОВИТЬ РЕБЯТ КО ВЗРОСЛОМУ ХОККЕЮ

- Помню, вы сетовали, что на предсезонке часто тренируете и готовите одних, а в сезоне играют уже другие, которых набирают по ходу чемпионата или сразу перед ним. В это межсезонье, пожалуй, вы впервые готовите костяк команды от звонка до звонка.

- У нас такая практика уже была в сезоне 2017/18, когда большой костяк ребят сохранили и заняли седьмое место в чемпионате. Многие из той команды заиграли во взрослом хоккее и не потерялись… А что касается постоянной ротации, тут главному тренеру всегда виднее: ему задачи ставят, он их решает, мое дело помочь.

- Три недели работы позади. Как готовы ребята?

- Поработали мы очень хорошо. Первый срез – даже любопытно – турнир в Череповце. Все протестированы, виден явный рост и динамика. Лёд покажет. Подходим к турниру на тяжелой рабочей ноте – интересно, как справятся.

- Кто на данный момент в нашей команде самые-самые с вашей профессиональной точки зрения в плане физической готовности? Кто мог бы стать хорошим легкоатлетом из тех хоккеистов, с кем вы работали?

- У нас очень много фактурных ребят, кто уже три года занимаются со мной, на них все равняются – это Ермачихин, Лебёдкин, Кашафетдинов, Порошин, Вяткин – все статные и взрослые. Надеюсь, все они заиграют, попадут в сборную и КХЛ. Я делаю для этого всё возможное, мне бы очень хотелось, чтобы у них получилось. Я здесь для того и работаю, чтобы дать ребятам возможность стать подготовленным к взрослому хоккею, к продолжению спортивной жизни.

- То есть, чтобы хоккей стал их профессией на долгие годы.

- Да, это естественно. Для этого и готовлю.

- А кто был или сейчас есть самый физически одарённый?

- Не хочу никого обижать. С удовольствием работаю, когда чувствую, что я нужен. Даже когда одному человеку. Значит, не зря пришел. Сейчас у меня 12-15 человек моих воспитанников, которых подвожу к переходу во взрослый хоккей, так что одного не выделю – у нас сплоченная команда. Хотелось, чтобы со вновь прибывшими они стали единым целым.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ДУХ У СПОРТСМЕНА ЛИБО ЕСТЬ, ЛИБО НЕТ

- Были ли люди, про которых вы думали, что вот он – игрочище, а тот на льду ничего не показывал и пропадал?

- Такие моменты тоже бывают. Это во всех видах спорта, когда человек на тренировках горы сворачивает, а в игре не видно. Это значит, что специфического соревновательного духа не хватает ему. Причем это нельзя приобрести. Он либо есть от природы, либо нет.

- Если переходить к теме детско-юношеского хоккея, нашей школы. Как, на ваш взгляд, нужно организовать работу тренеров, чтобы на выходе получались готовые играть в МХЛ юниоры?

- Надо подумать, сразу не скажу. По старшим предвыпускным годам – здесь бы сыграла роль сплоченность и сотрудничество тренеров, это дало бы результаты. А дошкольные младшие годы… 2011-й и 2010-й года, например, как их приблизить и наставить? Это слишком далеко. А предвыпускные – да. Они должны видеть, что мы делаем.

В 15-16 ЛЕТ МНОГИЕ ДЕТИ УЖЕ УСТАЛИ ОТ ХОККЕЯ

- Не секрет, что большая часть родителей водит детей на различные подкатки. Как не переборщить с этим? А то ведь некоторые круглый год тренируются, не давая детям отдохнуть даже летом.

- У нас такая тенденция идет по трем видам спорта – хоккею, теннису и фигурному катанию. Родители думают, что большое количество перейдет в качество. Это не так. Не зря же у нас академический час равен 45 минутам. Потому что дети усваивают 20 минут. Всё остальное – это песок, макулатура, это всё подводящие занятия.

Вот считаем – час лёд, час земля. Плюс на тренировку нужно доехать, с нее уехать – это еще по часу в одну сторону. Добавим школу. И еще на два часа на подкатку водят. Получается, ребенок уходит из дома утром, а приходит ночью. В возрасте 8-10 дет это недопустимо. Так как в этом возрасте скелет, мышечная и нервная система формируются. Что мы тогда получим? В итоге получаем на выходе, что у нас 15-16 лет хоккеисты уже устали от хоккея, они не хотят играть, а хотят родители. Эти перегибы происходят на становлении личности до 13 лет.

НЕ ЛИШАЙТЕ ДЕТЕЙ ДЕТСТВА И ОТДЫХА

- Насколько важен отдых и каким он должен быть у растущего хоккеиста?

- Для всех отдых – это самое главное. Дети до совершеннолетия, пока не заиграли гормоны, восстанавливаются во сне. Они должны нормально спать. Плюс режим. Даже на сборах режим дня складывается на основе академического часа. То есть основная работа – это 40 минут плюс подводящая работа еще на 40 минут. В сумме час 20. Если вы на сборах, то добавляете зарядку, основную тренировку и игровые элементы. Хоккеисты обязательно должны уметь играть в футбол, и в волейбол, и в теннис по возможности.

Я не просто это говорю. Вот работаю с молодёжкой четвертый год. И очень плачевно, что хоккеисты не умеют играть в футбол. Какая может быть силовая работа, если человек с мячом не может отдать пас?

Главное, чтобы я посоветовал родителям – не лишайте детей детства. Чтобы они и купались, и загорали, и играли, и головой отдыхали – в этом будет большая заслуга родителей и лучшая помощь. Детьми нужно заниматься. А некоторые родители понимают в этом лишь вождение ребенка на дополнительные физические занятия. Нет. Детям нужно развлекаться и развиваться: и музеи, и кино, и творчество.

- Как должен питаться хоккеист? К чему приучать ребенка с младых лет?

- Тут я много родителям нотаций могу прочитать. Они, кстати, часто подходят и спрашивают. Многие люди неправильно себя готовят. И дети, и спортсмены всё могут восстановить от еды. Экономить на питании нельзя. Если вы отдали ребенка в спорт – это значит никаких фаст-фудов и сладких цветных газировок, только здоровое питание. Готовьте сами, берите термосы. Завтрак – вообще обязательный главный пункт. В «Крыльях» неплохое кафе – можно и здесь хорошо покушать. Чай, вода и компот – никакой химии. Ребенок на льду теряет до двух килограмм влаги, их надо восполнять.

АКСЕЛЕРАТАМ НУЖНО ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

- В каждой школьной команде есть акселераты, которые выделяются ростом, мощью и доминируют до определённого момента, пока все не подрастут ближе к выпуску. А потом они пропадают с поля зрения. Как быть с такими, чтобы не потерять?

- К ним нужен особый подход со стороны тренера. С ними нужно заниматься, чтобы они не потеряли свою привилегию. Когда дети-акселераты доминируют в своей группе, то часто на них не обращают внимания, а занимаются менее развитыми детьми. И потом, когда все вырастают, то оказывается, что акселерат остался на том же уровне, а те, кто работал, на голову стали сильнее. Поэтому у нас акселераты не приживаются в командах. А выходят те, кто трудился, чтобы догнать.

- Может тогда акселератов за старший год выпускать?

- Это будет здорово. У нас вот есть защитник Даниил Иванов 2003 года рождения, который с молодёжкой прошел первый сбор – типичный акселерат. Вот ему особое внимание нужно. Он уже сейчас в 15 лет не слабее ребят 2000 года. Такой парень – находка.

ЧАСТО ЛЮДИ ВЫБИРАЮТ НЕ ТОТ ВИД СПОРТА

- Влад Викторович, понятно, что в плане возможностей и финансов мы не СКА и ЦСКА. Можем ли мы за счёт каких-то тренировочных методик с ними конкурировать?

- На мой взгляд, во всех топовых клубах уже с младых лет идет профессиональный отбор. Что это такое? Методисты расписывают требования для тестируемого пласта. То есть ребенок такого то года рождения должен сделать то то и то то, выполнить определенные движения. Не может – отсев. Во всех топовых клубах отсев. Поэтому и нам нужна конкуренция. Когда она у нас будет, будет прогресс. Не набор, а отбор.

Не все же могут стать хоккеистами. Допустим, он идеальный волейболист, а у нас хоккеем занимается, мучается. Зачем? Просто часто люди не тот вид спорта выбирают. Ведь кто-то, например, не командный игрок, не может быть в команде, некоммуникабельный. Значит, ему надо попробовать себя в другом виде спорта. Ребенок не должен маяться и стараться угодить родителям.

- В нынешний сезон вы входите с оптимизмом?

-Тренер всегда верит в хорошее. Для тренера всегда самое сложное, что, даже достигнув каких-либо высот, ему всегда приходится начинать с нуля. Тренер растет со спортсменами. Достиг чего-то, ушел пласт ребят, пришел новый, и он начинает заново. Я от этой команды жду многого: она трудолюбивая, быстрая, что-то из нее может получится. По крайней мере, за месяц работы я и тренеры считаем, что мы на правильном пути.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владилен Викторович ГОНЧАРЕНКО

Родился 30 апреля 1972 года в Ростове-на-Дону. Кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике. Заслуженный тренер России по лёгкой атлетике. Окончил Ростовский государственный педагогический университет. Тренер сборной России по лёгкой атлетике с 1996 по 2010 гг. Участник четырёх Олимпийских игр (1996, 2000, 2004, 2008). В сезоне 1993/94 работал в регбийном клубе «Ростов Эмпилс», в сезоне 1995/96 – в гандбольной команде «Источник» (Ростов-на-Дону). В сезоне 2004/05 – тренер по физподготовке футбольного клуба СКА (Ростов-на-Дону). В «Крыльях Советов» с 2016 года.