Бойцы невидимого фронта. SSP

В традиционном цикле бесед с людьми, работающими "бок о бок" с хоккейной командой мы пообщались с фотографом "Крыльев" Сергеем Сергеевичем Панфиловым. Он же "SSP", он же "Сергеич"...

"Когда у меня камера в руках, я самый счастливый человек на земле"

- Когда и как вы пришли первый раз на хоккей?

- Это был 1975 год, мне было уже 12. В том году в Сокольниках проходили выставочные игры. Поскольку «Крылья» в тот год была командой- действующим чемпионом, а сборная СССР готовилась к какому-то турниру, им и устроили товарищескую встречу.

Конечно, я был сразу сражен игрой «Крыльев». За сборную СССР в воротах играл Третьяк, а за нас Сидельников. И в середине матча Третьяк из ворот ушел, а Сидельников, поскольку был вторым вратарем сборной, надел его майку с 20 номером и перешел в ворота сборной. В наши ворота тогда встал Мышкин. Первую половину игры мы как-то проигрывали, но как только Сидельников перебрался в ворота сборной … Я не помню, как закончилась игра, но помню, что Мышкин блистал. Сидельникову мы забили какое-то приличное количество. Может по итогу мы и проиграли, но впечатление осталось на всю жизнь.

- То есть интерес к хоккею возник после того матча?

- Ну нет, следили за хоккеем и болели тогда все мальчишки. Приз Известий, нынешний кубок Первого канала, для нас тогда было что-то феноменальное. Я как-то попал на игру Финляндия – Чехия и считал себя самым счастливым человеком на земле. Билеты стоили десять копеек, но купить их было совершенно нельзя, даже на такие проходные игры. В то время все хоккей любили. Других особых развлечений то и не было. По крайней мере, зимой хоккей был самым ярким развлечением.

- А следить за выступлением «Крыльев» когда стали?

- С 1975 года, после того матча. Тогда возник первый интерес. Они в тот момент были реальной силой, и поэтому увлечение пришло достаточно быстро, за тех, кто выигрывает, легко болеть.

- Когда начали фотографировать?

- Вообще фотографировать начал еще в школе, а в «Крыльях» в 2003 году. Но я тогда не работал в «Крыльях», я занимался совершенно другими делами, а на стадион приходил, так как любил фотографировать. Эти фотографии я отдавал в пресс–службу и их выкладывали на сайт. У других команд в то время ничего похожего не было, мы были впереди планеты всей. С тех пор существует сайт hotshot.ru на котором размещен архив всех фотографий «Крыльев» с 2003 года. Причем пользуются им абсолютно разные люди. Я до сих пор получаю просьбы найти и прислать ту или иную фотографию. Несколько лет назад Ренат Мамашев, наш воспитанник и игрок, собрался женится, они хотели сделать фотогалерею, и я по его просьбе искал фотографии. Недавно какой-то вратарь, из Белгорода, с которым мы играли в 2003 году направил письмо нельзя ли найти фотографии тех лет, оказалось можно.

- Само увлечение фотографией к Вам пришло еще в школе?

- Да. Сестра подарила фотоаппарат, он назывался ФЭД, он до сих пор есть в моей коллекции фототехники. Это был замечательный фотоаппарат в толстой кожаной оплетке и сам он был тяжелый. Шедевр советской техники. До сих пор работает и им можно снимать, пленку только найти трудно. Потом муж второй сестры, который работал на киностудии, приносил мне пленки, и я имел возможность снимать без ограничений.

- Как вы перешли из разряда болельщиков в сотрудники?

- В «Крыльях» такой должности фотограф не было. Но в сезоне 08/09 года, когда мы играли в высшей лиге, руководство приняло решение открыть вакансию фотографа, и поскольку на тот момент я уже много лет снимал, мне предложили занять эту должность, за что я им очень благодарен.

У меня самая благодарная работа. Здесь есть пятьсот ребят воспитанников, тысяча родителей и не проходит дня, чтобы кто-то не подошел и не поблагодарил. Я хожу как в цветнике, все говорят спасибо за удачный кадр и хороший репортаж. Однажды даже подошли родители соперников и говорят: «Мы в «Крылья» ездим даже с соплями, сын всегда надеется попасть в кадр».

- Что для вас самое ценное в фотографии ?

- Способность увидеть и передать, что другие порой не замечают.

- Чем вы занимаетесь по жизни помимо фотографии?

- Фотографией, если ты не модный успешный гламурный фотограф, заработать на жизнь очень сложно. Особенно когда большая семья, четверо детей. Поэтому приходится работать на нескольких работах. Я преподаю философию. А на фотографию я больше трачу, чем зарабатываю. Но мне это необходимо.

- Сейчас фотографируете только хоккей или другими видами съемки тоже занимаетесь ?

- Я стараюсь снимать только хоккей. Иногда приходится снимать и какие-то мероприятия, хотя они тоже так или иначе связаны с «Крыльями». Но истинное удовольствие я получаю, когда снимаю хоккей.

- Не надоедает ?

- Несомненно бывает, когда на одной неделе 4 игры МХЛ плюс играет школа приходит чувство усталости и дежавю. Но сейчас перерыв в играх, и я не сомневаюсь, что через два – три дня я начну брать в руки камеру, протирать линзы и руки будут чесаться. Я действительно получаю от этого огромное удовольствие. Когда у меня камера в руках, я самый счастливый человек на земле.

- Обучались специально спортивной съемке?

- Спортивной специально - нет. Я в течение шести лет жил и работал в Америке и ходил на курс фотомастерства при Нью-Йоркском университете. По образованию я культуролог, в университете у нас был курс фотографии.

- Есть в спортивной фотографии люди, за работой которых вы следите?

- Я смотрю сайт КХЛ, МХЛ. Слежу за тем, что снимают конкуренты. У них есть чему поучиться. И вообще мысль : «А почему это сделал не я?» она очень часто меня посещает. Пушкин когда-то сказал, что зависть - сестра соревнования, так что она благородных кровей. Поэтому, когда я смотрю на то, что снимают другие, я немного учусь. Каких-то конкретных имен я не назову, но для меня большой авторитет те люди, которые снимали хоккей, когда еще не было цифровой фотографии. У них была пленка на 36 кадров и они снимали шедевры. А я иногда за игру снимаю полторы тысячи кадров, чтобы отобрать десять.

- Хоккей это всегда движение, в чем секрет такого вида съемки?

- Снимаем больше, а потом отбираем лучшее.

- Какая главная сложность в спортивной съемке ?

- Очень дорогая техника. Чтобы получать хорошие кадры, нужна профессиональная техника. Клуб наш пока, к сожалению, не может позволить приобрести технику, поэтому я снимаю тем, что имею сам. А остальное - это терпение и удача.

- Сколько килограмм техники Вы обычно берете с собой на игру?

- Около восьми килограмм весит рюкзак. Два фотоаппарата, несколько объективов. Я стараюсь выбирать самое необходимое, чтобы не носить лишнее. Хотя, когда нужно снимать командные фото, приходится привозить и софтбоксы, и софиты, и стойки. Такая переездная студия

. - Говорят, вы знаток хоккейных анекдотов, поделитесь одним ?

Рассказал мне его Юрий Дмитриевич Терехин, чемпион СССР в составе КС 74 года. До сих пор играет в хоккей.

«Два хоккеиста, один намного старше и вот вот собрался помирать. Второй ему говорит:

-Слушай, ты когда туда попадешь, ты выясни, в хоккей то там играют вообще?

- Да, да, я все узнаю.

Проходит какое-то время, первый умирает. На девятый день после смерти приходит он к своему другу во сне.

- Ну что, как там с хоккеем?

- У меня есть две новости для тебя, хорошая и плохая.

- Какая хорошая?

- В хоккей играют. И турниры, и чемпионаты, и Канадцы.

- А какая тогда плохая?

- В пятницу играем со Швецией, ты в составе.

- Интересный случай из работы можете рассказать?

- Я делал командные фото детей. Рядом со мной стоит пацан лет пяти и не глядя разговаривает.

« - А вы фотограф?;

- Да

- Снимать нас будете?

- Да

- Это Ваш фотоаппарат?

- Да

Я его в ответ спрашиваю:

-А ты хоккеем занимаешься?

- Да

- Кататься научился?

-Да

-Голы забивал?

- Да

-Вырастешь, будешь хоккеистом?

А он поворачивается и говорит : «Боже сохрани!»

- Вы являетесь автором идеи о цикле интервью «Бойцы невидимого фронта», как она пришла к Вам?

- Мне это интересно. Я хожу сюда, потому что получаю удовольствие, в том числе от общения с людьми и мне кажется, что здесь огромное количество интересных людей, о которых я даже не подозревал. Люди, которые имеют отношение к клубу, но о них никто не знает.

- Что можете сказать о нынешней команде ?

- Какой–то философ сказал, что девять женщин за месяц не выносят ребенка. Клуб, который создается с нуля, это дитя. Его нужно вырастить, воспитать, прокормить. Как всякий болельщик, я хочу здесь и сейчас. Но нужно терпение, если мы верим, что этот клуб ждет большое будущее. Ребята уже показали нам, что они многое могут, будем ждать.